Особенности работы СММ

Все слышали про профессию сммщика и связанные с ней заманчивые перспективы: полная свобода, неограниченный доход, отсутствие строгого руководителя и рабочих графиков. Однако мало кто понимает, чем конкретно занимается специалист по SMM и сколько за это получает. В статье расскажем, в чем суть профессии SMM-менеджера и какие перспективы ее освоения «с нуля». Вы узнаете, действительно ли SMM-щики получают сотни тысяч рублей и насколько легко выйти на высокий дохода за несколько месяцев.

СММ специалист — кто это и что он делает

работа СММ

СММ специалист — относительно молодая специализация на рынке труда России.

Если переводить название профессии буквально, то SMM manager — это специалист, который отвечает за продвижение товаров или услуг в социальных сетях:

  • Social Media Marketing (SMM) — «маркетинг в социальных сетях»,
  • Manager — человек, управляющий определенным процессом в системе жизнедеятельности компании.

На карьерном рынке России под SMM менеджером понимают сотрудника, отвечающего за развитие и продвижение компании в одной или нескольких социальных сетях. Также сммщики занимаются активным привлечением потенциальных клиентов из сети. Такой специалист общается в интернете с целевой аудиторией и способствует формированию у нее благоприятного восприятия, узнаваемости конкретного бренда или компании. Коммуникация с иными интернет-площадками в задачи СММ специалиста не входит.

Главная цель, которую преследуют СММ менеджеры в любом сегменте бизнеса, — формирование у целевой аудитории интереса к товарам или услугам компании, что способствует:

  • более интенсивному обмену контентом этого бренда в социальных сетях (продвижение товара «методом рекомендаций», известным также как сарафанное радио);
  • совершению пользователями определенных целевых действий (переход на основной сайт, просмотр видео, голосование в опросе, прохождение теста).

Функционал SMM менеджера

Общий список универсальных функций специалистов по SMM отсутствует. Это связано с двумя причинами:

  • Область деятельности СММщиков постоянно изменяется, поэтому функционал регулярно расширяется и корректируется.
  • Для каждого сегмента рынка характерны свои особенности, а специфика продукта и целевой аудитории способствует формированию различного функционала SMM специалиста в каждой компании.

Базовые функции любого SMM-менеджера:

  1. Управленческие:
  • разработка стратегии продвижения продукта в социальной сети;
  • координация взаимодействия с руководителями других отделов, а также коллегами;
  • составление и регулярные корректировки контент-плана для каждой из задействованных социальных сетей;
  • взаимодействие со подрядчиками или сотрудниками на аутсорсинге;
  • регулярная аналитика целевых показателей, оценка эффективности рекламных кампаний.
  1. Непосредственно маркетинговые:
  • формирование интересного для целевой аудитории контента;
  • развитие и поддержание аккаунтов компании в одной или нескольких социальных сетях;
  • взаимодействие и общение с целевой аудиторией на площадках;
  • обеспечение стабильного входящего трафика «тёплых» клиентов на основной сайт компании.

Основные задачи и обязанности СММ менеджера

работа СММ

Главными задачами, которые ставит работодатель перед специалистом по SMM, являются:

  1. повышение узнаваемости, продвижение бренда компании среди определенных групп целевой аудитории в социальных сетях;
  2. формирование интереса к продукту и поддержание активности подписчиков в социальной сети (общение друг с другом, распространение контента и т.д.);
  3. разработка эффективной стратегии работы в социальных сетях, подбор оптимального набора инструментов для каждой соцсети;
  4. регулярный конкурентный анализ социальных медиа;
  5. аналитика целевых показателей на всех задействованных социальных сетях;
  6. внедрение новых трендов и инновационных инструментов с целью повышения конверсий.

Набор обязанностей СММ-менеджера формируется исходя из специфики компании и особенностей выбранной социальной сети. К основным обязанностям относятся:

  • составление проекта стратегии продвижения в социальных сетях, подтверждение ее эффективности;
  • составление плана продвижения на каждой из площадок, формирование контент-плана для выбранных соцсетей;
  • управление аккаунтами компании в социальных сетях, регулярное обновление их контента;
  • активное привлечение новых подписчиков, удержание интереса уже имеющихся;
  • продвижение продукта компании за счет имеющихся на каждой площадке инструментов;
  • поддержание активности сообщества: ведение переписки с подписчиками, модерация комментариев, вовлечение пользователей в общение;
  • регулярный анализ эффективности каждой из площадок с последующим внесением корректировок в стратегию продвижения в соцсети;
  • мониторинг ноу-хау и трендов по продвижению в социальных медиа;
  • управление исполнителями: контент-менеджерами, дизайнерами и т.д. (постановка задач, контроль результатов, формирование штата исходя из потребностей);
  • финансовый менеджмент: формирование и контроль бюджета, анализ финансовых показателей;
  • подготовка отчетности по эффективности продвижения на основе сквозной аналитики.

Список обязанностей СММ специалиста может расширяться или сужаться в зависимости от размеров компании, поставленных целей, специфики рынка.

SMM специалист и контент-менеджер — это синонимы

Иногда работодатели или сотрудники других отделов ошибочно называют SMM-специалистов менеджерами по контенту (контент-менеджерами). В реальности эти специалисты выполняют разные задачи:

  • SMM-менеджер — организует и проводит полный цикл работ по продвижению бренда в социальных сетях (от разработки стратегии до анализа показателей);
  • контент-менеджер — работает только с контентом, как для социальных сетей, так и непосредственно для сайта.

Профессиональные навыки СММ специалиста

работа СММ

Несмотря на то, что мир социальных сетей известен и понятен большинству пользователей и всем маркетологам, настоящий SMM-щик должен обладать определенным набором особых навыков. Диапазон знаний специалиста не ограничивается общей информацией про СММ и включает широкий диапазон гуманитарных и технических навыков:

  • Знание особенностей и IT характеристик всех социальных сетей: от соцсетей с многомиллионной аудиторией ВКонтакте или Instagram до менее популярных LinkedIn или Pinterest. SMM-щики должны тщательно наблюдать за новинками рынка, отслеживать вовлеченность целевой аудитории бренда в новые медиа (например, стремительно набирающий популярность TikTok).
  • Понимание технических процессов и алгоритма работы на всех социальных площадках: зная эффективные инструменты, специалист сможет добиться более высоких показателей, чем при стандартном ведении аккаунта.
  • Аналитический склад мышления. Рабочий процесс любого сммщика сопровождается постоянным анализом статистики, целевых показателей, проведением А/В тестов и т.д.
  • Грамотность, филигранное владение русским языком. Независимо от выбранной соцсети, СММ менеджеру придется работать с текстом. На одних площадках требуются ясность и лаконичность изложения, на других — приветствуется красочность описания, использование речевых оборотов, метафор, эпитетов.
  • Дизайнерские способности. Большинство SMM-щиков самостоятельно обрабатывают графический контент, поэтому им необходимы чувство композиции, навыки работы в приложениях по обработке фотографий, а такж креативность и дизайн мышления.
  • Навыки коммуникации. Мнение о том, что SMM-щик занимается только регулярной публикацией постов, — ошибочно. Приоритетной для него задачей является регулярное взаимодействие с аудиторией, донесение до нее ключевой мысли поста.

Ответ на вопрос: «Каким человеком должен быть идеальный СММщик?» — гуманитарий с хорошо развитым аналитическим мышлением и пониманием технологических процессов интернет-площадок.

Профессия SMM менеджер: что нужно знать при первых шагах в специальности

Для понимания предъявляемых отечественным бизнесом требований к СММщикам и предлагаемых им условий работы необходимо рассмотреть особенности SMM-ниши в целом.

Главные проблемы рынка SMM в России:

  1. Значительная доля малоквалифицированных специалистов, особенно на региональном уровне.
  2. Непонимание многими работодателями сущности SMM-продвижения и сферы обязанностей СММ-менеджера. Это приводит к недопониманию между работником и его руководством, неправильному толкованию поставленных задач и низкой эффективности SMM.

Плюсы и минусы профессии

Как и у любой другой профессии, у работы в области SMM есть свои преимущества и недостатки.

Плюсы Минусы
  • возможность работы на нескольких проектах одновременно;
  • неограниченный размер дохода;
  • отсутствие требования к наличию высшего или профильного образования;
  • низкий порог входа в нишу;
  • малый уровень конкуренции среди специалистов с опытом работы и разнообразным портфолио;
  • разнообразие деятельности, отсутствие рутинности;
  • перспектива использования полученного опыта для развития собственного бренда;
  • возможность работы из дома, в подходящее время суток.
  • большое количество исполнителей на рынке;
  • риски и отсутствие социальных гарантий;
  • отсутствие ограниченного временными рамками рабочего дня: чтобы много зарабатывать, необходимо уделять работе более 8 часов в день;
  • недоверие многих работодателей к специалистам без значительного портфолио;
  • необходимость постоянной самоорганизации.

Порог входа в нишу

Одна из привлекательных особенности работы в сфере SMM — низкий порог входа в нишу. Обилие онлайн-курсов, бесплатных вебинаров, видео привело к тому, что специалистом может стать любой человек. Вакансия открыта для старшеклассников, студентов вуза, находящихся в декретном отпуске женщин, домохозяек и т.д.

Чтобы стать профессионалом и востребованным специалистом, недостаточно пройти 7-дневный курс или посмотреть несколько вебинаров по продвижению в одной соцсети. Дефицит знаний приведет к большому числу ошибок, малоэффективным проектам и, в конечном итоге, полному разочарованию в себе специалиста и недоверию к сфере SMM у работодателя.

Сколько можно зарабатывать

работа СММ

Уровень заработной платы SMM-щика неограничен и напрямую связан с показателями его работы. Чем выше эффективность работника, тем больше готов ему платить работодатель.

У профессии отсутствует как верхний, так и нижний порог. Многие новички вынуждены работать бесплатно, а при отсутствии комплексных знаний смогут зарабатывать не более 10 000 руб. в месяц на разовых бюджетных проектах.

Квалифицированные сммщики получают в среднем от 30 000 до 60 000 рублей в месяц. Наиболее высокие зарплаты в столице, а также Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Тенденцией последних лет стало снижение уровня зарплат в отрасли: рынок крупных городов пресыщен начинающими специалистами, готовыми выполнять заказы за отзыв или минимальную оплату.

Работающие на фрилансе могут совмещать несколько заказов, что позволяет им увеличивать ежемесячный доход до 100 000 — 150 000 руб. и более.

Как стать SMM специалистом с нуля

Первым шагом в специальность SMM является получение качественного и многостороннего образования. Прохождение бесплатных вебинаров и тренингов в Интернете малоэффективно: эти уроки являются всего лишь первым этапом продажи платного курса и не имеют реальной ценности.

У начинающего СММ-щика есть два пути:

  1. Бесплатный — самостоятельное освоение профессии за счет изучения теоретической и практической информации в интернете (книги про СММ-продвижение, презентации, лекции, гайды и т.д.). Рискованный и длительный вариант, так как сложно самостоятельно отсеять лишнюю или неактуальную информацию и структурировать полученные знания.
  2. Платный — прохождение полноценного системного курса по SMM. Обучение займет несколько месяцев, по завершении которого у новичка будут не только знания, но и понимание следующих шагов по освоению профессии. За полгода начинающий СММ-щик может выйти на ежемесячный доход в 35 000 — 40 000 рублей.

Получение только нишевого образования — обязательный, но не единственный шаг по становлению в сфере SMM. Особенность профессии — необходимость постоянного саморазвития и освоения новых навыков и знаний.

Составленный экспертами, ТОП-5 платных курсов по получению системного образования в сфере SMM включает:

  1. «СММ-менеджер» (Нетология);
  2. «Профессия СММ-маркетолог» (Skillbox);
  3. «Факультет СММ» (GeekBrains);
  4. «СММ-специалист с нуля» Skillbox;
  5. «Профессия Instagram-маркетолог» (Skillbox).

Полезные советы для начинающего сммщика

работа СММ

  • Не обесценивайте свой труд. Первую пару заказов можно сделать за отзыв или со скидкой. С появлением опыта стоит брать проекты с доходом не менее 20 000 руб. в месяц.
  • Работайте только по предоплате или с получением необходимых гарантий оплаты вашего труда.
  • Не соглашайтесь на выполнение не относящихся к SMM задач. В лучшем случае на вас безвозмездно перенесут функционал другого сотрудника, в худшем — вы совершите ошибку, потеряете заказчика и получите негативный отзыв.
  • Начинайте собирать портфолио с первого заказа, можно предложить свои услуги друзьям или знакомым, создать собственный паблик или сообщество по интересам.
  • Совершенствуйте свой soft-skills: научитесь работать в команде, соблюдать сроки, быстро адаптироваться к новым требованиям.
  • Старайтесь работать с заказчиком без посредников.
  • Формируйте собственный круг полезных связей и знакомств.

Вакансии в СММ сфере без опыта

Сфера SMM отличается малыми требованиями к опыту работы. Крупные компании и бренды привлекают к своим проектам только профессионалов с обширным портфолио и хорошей репутацией, однако многие фирмы предпочитают «выращивание» сммщика с нуля.

Для поиска работы новичкам подойдет любой сайт вакансий. Достаточно выбрать специализацию «SMM» и указать отсутствие требований к опыту («без опыта»). В списке предложений соискатель может выбрать оптимальные по зарплате, условиям и требованиям варианты.

Поиск первого опыта SMM в тематических пабликах в соцсетях менее продуктивен: большинство постов предлагает неоплачиваемую работу администратором сообщества без перспективы перехода на платную основу. Такая вакансия подойдет для отработки практических навыков и пополнения портфолио.

Ниша SMM-услуг ежедневно пополняется начинающими специалистами, представляющими эту профессию как основной источник дохода, быстрый способ получения больших денег или временную подработку. Тем не менее, высокой конкуренции в сфере нет. Многие новички быстро разочаровываются и уходят. Однако при наличии комплексного образования и широкого диапазона навыков даже малоопытные специалисты без проблем найдут хорошего заказчика и стабильный доход.

Развитие Интернета способствует стабильному повышению спроса на услуги в области СММ. В ближайшие годы SMM-щики станут необходимыми сотрудниками отдела маркетинга как в крупных компаниях, так и у малого бизнеса. С ростом популярности соцсетей и распространением смартфонов задачи сммщиков расширяются, что позволяет специалистам непрерывно развиваться, находить новые интересные проекты.

Оцените статью
FreedomHacker
Добавить комментарий

Adblock
detector