Лид-абзац: 10 секретов создания в журналистике

Лид-абзац – первый абзац текста, призванный захватить внимание читателя и побудить его продолжить чтение. От эффективности его составления зависит успех всей «операции». В маркетинге «лид» – контакт с потенциальным покупателем/заказчиком услуг.

Что такое лиды в интернет маркетинге

Маркетинг изменился, и сегодняшние клиенты исследуют информацию о компаниях и продуктах задолго до обращения к продавцу. Они используют поисковые системы и социальные сети, получают данные с сайтов.

Ведущий маркетинг направлен на общение с потенциальными клиентами. Затем – на реагирование с учетом их потребностей. Цель лидового маркетинга — превратить потенциальных клиентов в клиентов. Лид – это физическое лицо или организация, заинтересованные в товаре или услуге продавца.

Многие маркетологи гордо рассказывают о количестве привлеченных лидов. Но продавцы часто жалуются на их качество.

Компании, с плохой согласованностью продаж и маркетинга имеют падение выручки на 4% в годовом исчислении. Владелец бизнеса должен уделить этой проблеме особое внимание и наладить контакт и взаимопонимание между специалистами отделов маркетинга и продаж.

Что такое лид-абзац в журналистике

Лид-абзац в журналистике – часть текста, следующая за заголовком, после ознакомления с которой человек захочет продолжить чтение, в идеале – до конца. Первый параграф важен, но качество остального текста – не меньше. От этого зависит количество «сторонников» и рейтинг газеты/журнала/новостного ресурса.

Перед написанием лид-абзаца журналист задает себе ряд вопросов:

  1. Кто был вовлечен в историю?
  2. Что случилось?
  3. Когда это произошло?
  4. Где это произошло?
  5. Почему так случилось?
  6. Как это произошло?

Чтобы понять эффективность лид-абзаца, необходимо проверить, на сколько вопросов в тексте даны ответы. Если какого-то нет, нужно добавить, а если вопрос не актуален – ничего не менять. Другой способ – задействовать прием «Не читай». Для этого остановитесь с любом месте текста и задайте вопрос: «Получил ли я четкое и ясное представление о событии, которое освещается в лиде?».

процесс написания лид-абзаца

Что нужно помнить, перед тем как составлять лид-абзац

Есть правила, которым нужно следовать, создавая лид-абзац. Их применение позволит привлечь и удержать аудиторию.

Это важно:

  1. Избегайте в тексте банальностей, очевидных утверждений, типа: «Мужчины отличаются от женщин».
  2. Сокращайте предложения.
  3. Не составляйте придаточные предложения.
  4. Избегайте большого количества цифр.
  5. Не используйте цитаты.
  6. Ограничивайте длину лида 15-ю строками.

Дайте прочитать лид-абзац знакомым. Спросите, поняли они, о чем речь или нет. Удалите ненужный текст.

Как написать лид: самые эффективные методы

Далее – 10 способов подготовки лид-абзаца, отличающихся повышенной эффективностью. Используйте их при написании статей, комбинируйте, проверяйте, на какие люди лучше реагируют.

Метод 1: «перевернутая пирамида»

На протяжении десятилетий структура «перевернутой пирамиды» была опорой традиционных средств массовой информации. Её суть:

  1. Фундаментальные факты размещаются в верхней части рассказа – в лид-абзаце.
  2. Несущественная информация отображается далее по тексту в порядке важности (предыстория, статистика, цитаты из источников и т. д.).

Важная информация обычно относится к часто цитируемым 5 принципам журналистики: кто, что, когда, где и почему. Удачный лид-абзац сообщает на базовом уровне главные факты о том, кто что сделал, когда, где и почему.

«Перевернутая пирамида» и сейчас остается одной из наиболее широко используемых и проверенных временем структур в СМИ, несмотря на критику со стороны ряда журналистов. Одни считают, что её побочным эффектом является снижение читательской аудитории, другие отвергают её за бесхитростность. Но вы легко можете вспомнить новости, которые заинтересовали вас только потому, что основная информация была в лид-абзаце.

Пример текста (лид-абзац начинается с главного):«Сегодня, в 18-00, неадекватный пассажир напал на таксиста и ударил его 3 раза. Все случилось на улице Ленина, куда приехал сотрудник такси, чтобы забрать клиента. Вероятная причина нападения – личная неприязнь».

Метод 2: «скользкая горка»

Единственная цель заголовка — заставить читателя прочитать 1-ю строку текста. Её цель – побудить читателя прочитать 2-ю строку и так далее, до тех пор, пока он не сделает то, что он него просят (закажет товар, перейдет по ссылке, дочитает до конца и т. д.). Цель метода «Скользкая горка» – создать такой лид, в котором каждое следующее предложение будет раскрывать предыдущее. Заголовок должен быть таким интересным, чтобы человек обязательно прочитал первое предложение. Задача первого – увлечь его, заставив перейти ко второму и т. д. На протяжении всего текста необходимо «держать» интерес читателя.

Пример лид-абзаца:«Вы, наверное, ждете от нас стандартный набор хвалебных эпитетов об этом чайнике? Спешим вас разочаровать. Прямо сейчас мы расскажем, насколько он убогий и бесполезный. Когда мы увидели его впервые, то не могли сдержать смеха. Дизайн, материал корпуса и даже название вызывали недоумение…»

Метод 3: задавайте вопросы

Вопросы – неотъемлемая часть лид-абзаца. Они привлекают внимание и заставляют искать ответы. А что еще нужно? Важно, чтобы читатель был согласен с автором текста, покупатель – с продавцом. А вызов доверия и симпатии к услуге, продукту, человеку, рассказу – одна из основных задач.

Пример лида:

  1. Вы хотите потратить 5 минут своего времени, чтобы узнать секреты привлечения подписчиков? Тогда прочитайте этот текст..
  2. Хотите научиться вышивать крестиком? Пройдите короткий курс…

Не нужно вставлять вопросы каждые несколько строк. Делайте это органично.

Метод 4: используйте статистические данные и факты

Лид-абзац из фактов и статистических данных – хороший способ привлечь аудиторию. Люди любят узнавать что-то новое, и они с радостью дочитают до конца, при условии выстраивания остального текста по «рабочим» методам копирайтинга. Пример: «По статистике каждый 5-й носит носки с тапочками…».

Метод 5: добавьте новость

К примеру, вам нужно привлечь внимание к проблемам населения. Пусть это будет размер заработной платы. Напишите такой текст в лид-абзаце: «Уровень зарплат по стране за второе полугодие снизился на 2%. Данные опубликовал Росстат. Напомним, это уже второе падение подряд…». Далее – донесите до людей то, что хотели.

Метод 6: используйте провокационные фразы

Фразы-провокации в лид-абзаце сильно цепляют внимание. Можно «уходить» в негатив, позитив, абсурдность, констатировать факты и т. д. Пример текста: «Жутко раздражают владельцы собак!Достали. Сами неадекватные и собаки такие же..». Другой пример: «Проверено – только умные люди дочитают эту статью до конца, у остальных IQ ниже 30». Здесь важно не переборщить и не обманывать ожидания читателя.

Метод 7: рассказывайте истории (сторителлинг)

Истории в лид-абзаце всегда вызывают интерес. Активно используйте их. Они хорошо «работают», когда нужно что-то продать. Задача сторителлинга – формирование эмоциональной связи между людьми. Для этого нужно подстроиться под аудиторию. Важно использовать в тексте слова, которые будут воспроизводить в сознании читателей нужные образы, провоцирующие эмоциональный отклик. Лид-абзац: «Однажды со мной приключилась удивительная история. Я возвращался домой после школы через лес, как вдруг услышал в кустах жалобный писк».

Метод 8: обратитесь к воображению читателя

Человека легко заинтересовать, попросив его представить себя в необычной ситуации или статусе. Напишите в лиде такой текст: «Представьте, что вы – динозавр. Вы пробираетесь по джунглям и в этот момент с неба падает астероид, далее – по тексту», или: «Представьте, что вы – менеджер компании мечты…».

Метод 9: приведите личный пример

Людям интересно узнавать о личной жизни других, особенно об историях, которые случались с ними. Поэтому активно используйте этот прием при написании лид-абзацев. Если заголовок: «Как защититься от буллинга в школе?», то вступление начните с: «Меня часто дразнили на уроках…»

Метод 10: проведите небольшое тестирование

Сходу предложите читателям ответить на 2-3 вопроса, чтобы составить их психологический портрет или пройти тест на адекватность. Большинство сделает это, т.к. подобные обращения втягивают в некую игру + многие хотят убедиться, что они – самые умные и красивые. Лид-абзац: «Перед тем, как вы начнете читать, ответьте на 3 вопроса. 1. Что для вас дружба? 2. Что вы сделаете, если увидите, что человеку на улице плохо? 3. Как вы отреагируете на оскорбления в свой адрес?».

Как не нужно писать лид-абзацы

Большая ошибка при составлении лид-абзаца – избегать перечисленных выше советов.

Если вы видите, что статьи «не заходят», у них мало дочиток – перепишите заголовки, вводную часть и основу. Поверьте, результат может сильно измениться. Не используйте один и тот же способ построения лида в разных материалах. Выбирайте оптимальный

Забудьте о скучных научных текстах. Задействуйте слова, которые не вызывают желания зевнуть во весь рот. Вспомните свои ощущения, когда вы их читали. Единственная реакция – закрыть материал и заняться другими делами.

Не злоупотребляйте наречиями и прилагательными. Сосредоточьтесь на использовании сильных глаголов и существительных. Остерегайтесь непреднамеренного дублирования, например – в субботу, в 17-00, вечером. Не тратьте место впустую. Избегайте беспорядка и сразу переходите к сути. Не начинайте предложение со слова «Оно».

Успехов вам в подготовке текстов. Помните, если ничего не получается, – отвлекитесь, отдохните, не мучайтесь. Сформулируйте мысль без эмоционального давления или вначале напишите тело статьи, а уже после – создайте лид на основе изложенных мыслей.

Оцените статью
FreedomHacker
Добавить комментарий

Adblock
detector